Детская площадка – мир радости и развития для детей с ментальными нарушениями. Если подойти к этому правильно!
Детская площадка – это не просто место для развлечений, а территория развития, где дети учатся взаимодействовать, решать проблемы, развивать физические и когнитивные навыки. Для детей с ментальными нарушениями здоровья игровые площадки могут стать особенно важным местом для социализации, физического и когнитивного развития, а также улучшения эмоционального состояния.
Почему детские площадки важны для детей с ментальными нарушениями?
Развитие физических навыков: игра на площадке способствует развитию координации, ловкости, равновесия, силы и выносливости. Это особенно важно для детей, у которых могут быть ограничены возможности для физической активности.
Социальное взаимодействие: игра с другими детьми помогает учиться общаться, делить игрушки, решать конфликты и работать в команде. Для детей с ментальными нарушениями это особенно важно, так как они могут испытывать трудности в социальной адаптации. Если Ваш ребенок пока не может участвовать в командных играх – наблюдайте вместе с ним за другими и играйте друг с другом. При желании – возьмите на площадку брата/сестру или тьютора.
Развитие когнитивных навыков: игры на площадке требуют внимания, решения проблем, планирования, управления временем, что способствует развитию когнитивных навыков и улучшению концентрации внимания.
Улучшение эмоционального состояния: игра на свежем воздухе снимает стресс, улучшает настроение и способствует выработке эндорфинов, что особенно важно для детей с ментальными нарушениями, которые могут испытывать трудности с регуляцией эмоций.
Как сделать детскую площадку более доступной и комфортной для ребенка с ментальными нарушениями?
Создать инклюзивную среду: мы рекомендуем обратиться к визуальной поддержке и социальным историям. Создать для ребенка понятные правила взаимодействия с качелями, турниками, мячом и другими детьми т.д. Здесь, кстати отлично помогут наши книги про Леву – уже готовый инструмент для особых детей. Не делайте упор на “полезность” игры, если ребенок получает удовольствие от звука, который издают качели, а не от вестибулярных ощущений – пусть скрипит ими!
Предложить разнообразные игры: игры должны быть интересными и доступными для детей с различными уровнями развития. Например можно играть в догонялки один на один с ребенком и не менять роли. И постепенно добавить еще одного участника игры (поверьте, на детской площадки многие будут рады присоединиться к такой простой и веселой игре), затем пробовать сменить роль ведущего, на роль убегающего и т.д.
Кульминация — самый яркий и интенсивный момент игры. В нем ребенок получает максимум удовольствия. Ради кульминации ребенок будет инициировать повторение игры, будет учиться новым навыкам. Самое простое, яркое и доступное удовольствие для ребенка с РАС — ощущение предпочитаемой сенсорной модальности.
Обеспечить безопасность: Детская площадка должна быть безопасной для ребенка. И это не про удобное покрытие, ограждениями и т.д., а про комфорт и индивидуальные особенности ребенка – звуки, автомобили, количество людей вокруг, запахи и т.д. Например, ребенок не любит ростовых кукол, поэтому лучше выбрать менее популярную площадку в городе; или не выносит громкие крики – берите с собой шумоподавляющие наушники или посещайте площадку в наименее загруженное время; если ребенок склонен к убеганию – найдите закрытые площадки. Изучите вместе с ребенком территорию, определите куда он может уходить, а куда нельзя, где вы встречаетесь, если он потерял Вас.
Создать атмосферу уверенности: важно, чтобы дети чувствовали себя комфортно и безопасно на площадке, чтобы они могли расслабиться и получить удовольствие от игры. Больше всего уверенности детям придаете вы – родители! Не оставляйте ребенка одного, не залипайте в телефоне – играйте вместе с ним, создавайте ситуации успеха и получайте удовольствие от взаимодействия с ребенком! Отслеживайте настроение, эмоции, время реакции и поведение ребенка – возможно вы нашли новую мотивацию для него или сформировали новое поведение. Поделитесь этим в семье и с помогающими специалистами.
Детские площадки могут стать местом радости и развития для всех детей, в том числе и для детей с ментальными нарушениями. Важно создать инклюзивную среду, где каждый ребенок может чувствовать себя свободным, уверенным и радостным.