Очень часто мы в Центре видим одну и ту же картину: родители или бабушки, торопясь, надевают на ребёнка ботинки, застёгивают молнию, собирают портфель… Всё ради того, чтобы быстрее выйти из Центра. Но вместе со скоростью лишают ребёнка главного — опыта самостоятельности.
Простой пример: наш воспитанник Иван. Его мама выбрала правильную стратегию — она садится на диван и… ждёт. Пока Ваня сам убирает свой планшет, находит куртку на вешалке, обувает кроссовки и складывает сменку. Да, это дольше. Да, иногда он путается. Но результат впечатляет: уже пару лет Иван спокойно справляется с этими задачами без подсказок, еще и маме помогает найти пальто и подает её сумку.
Здесь работает правило: то, что ребёнок регулярно делает сам, остаётся с ним навсегда. А то, что мы делаем за него, уходит вместе с нами.
Исследования показывают: привычки самостоятельности формируются в детстве и закрепляются через повторение. Если с 6–7 лет ребёнок сам отвечает за обувь, вещи, портфель, то к подростковому возрасту он воспринимает это как норму. А если за него всё делают взрослые — в 18 лет мы получаем зависимого человека, которому трудно справиться с элементарными бытовыми задачами.
Пусть ребёнок обувается медленно — закладывайте больше времени. Пусть ищет куртку среди других — это тренировка внимания. Подсказывайте только в критичных случаях (например, если он собирается надеть чужую вещь). Всё остальное — его опыт, его рост.
Самостоятельность не вырастет в тепличных условиях. Она формируется только там, где ребёнку дают право делать самому — и даже ошибаться.
___
Новость размещена в рамках проекта «Деньги в руках особого ребенка: обучение для его будущего» реализуемого с использованием гранта Фонда президентских грантов


