Говоря «навыки крупной моторики», мы обычно имеем в виду ходьбу, бег и прыжки. Многие люди не осознают, что крупная моторика – это не только простые движения. Навыки крупной моторики основываются на эффективной переработке сенсорной информации от различных систем, особенно осязательной, проприоцептивной и вестибулярной.
Также они требуют знаний о физических свойствах объектов окружающего мира. Для скоординированной работы крупной моторики нужны также достаточной мышечный тонус, контроль над туловищем и физическая сила. Если все это присутствует, тогда ключом к «хорошим» навыкам крупной моторики станет эффективное планирование движений.
Праксис (планирование движений) – мост между работой мозга и моторным контролем: это процесс, в результате которого мозг словно бы говорит телу: «Сделай то и то», и тело выполняет приказ. Праксис состоит из трех звеньев: замысла, планирования движения и его выполнения. Связь между мозгом и телом позволяет нам уверенно выполнять как новые задачи, так и старые задачи в новой обстановке.
Если система планирования движений дает сбой, новые навыки очень сложно переходят из сознательного выполнения в автоматическое.
Ребенок, у которого мозг и тело не могут планировать и действовать совместно, который испытывает затруднения с праксисом, будет расходовать слишком много умственной (когнитивной) энергии на попытки выяснить, как ему взаимодействовать с физическим окружением. Проблемы с праксисом в медицинской терминологии называются «диспраксия».
Множество детей, испытывающих проблемы с праксисом, не могут с готовностью генерировать идеи, которые подтолкнут их к взаимодействию с миром.
Давайте представим ребенка, который завидев на верхушке горки на детской площадке своего друга, побежит к нему на всех парах, обогнув девочек, скачущих на скакалке, увернувшись от брошенного старшими мальчиками футбольного мяча, и, вовремя притормозив, чтобы поставить правую ногу на первую ступеньку лестницы, заберется на верхушку горки, чтобы обменятся с другом мальчишечьим рукопожатием. Ребенок испытывающий проблемы с праксисом, возможно, и захочет забраться на горку, но не будет знать, как ему распланировать и избежать всех препятствий, которые представляют собой люди и объекты на детской площадке. Когда он предпримет попытку это сделать, он может врезаться в эти препятствия, и достижение цели займет у него гораздо больше времени.
____
Информация размещена в рамках проекта “Ресурсность родителей” реализуемого на грантовые средства, предоставленные Фондом президентских грантов