Успех в жизни зависит от многих личностных качеств и не только от тех, которые измеряются с помощью оценок IQ и других стандартизированных тестов достижений. Известно, что построение крепких дружеских и семейных отношений базируется на фундаменте социальных навыков межличностного взаимодействия и поведенческом репертуаре, который определяет коммуникацию в обществе. Так называемые «мягкие» или «адаптивные» навыки (soft skills) обуславливают в значительном проценте случаев эффективность взаимодействия с окружающими в условиях школьного, профессионального образования, а впоследствии становятся залогом успеха в трудоустройстве и сохранении рабочего места.
Мягкие навыки не связаны с конкретными областями деятельности и не основаны на определенных предметных знаниях. Это комплекс практических социально-психологических умений, обеспечивающих успешность и эффективность решения различных задач в повседневной и профессиональной сферах. Мягкие навыки включают в себя множество различных компетенций: эффективное взаимодействие с окружающими, в том числе сотрудничество для достижения общего результата, эмпатию и принятие взаимных соглашений, гибкость, навыки адаптации в новых условиях, саморегуляцию, контроль эмоциональных реакций и поведения, самостоятельное управление временем и задачами.
Различия в социальном взаимодействии, ригидность, трудности в самоорганизации и планировании относятся к области ключевых дефицитов при аутизме и появляются уже на ранних этапах развития ребенка. Так, например, многие дети с РАС в возрасте 2-3 лет испытывают значительные трудности с совместным участием в игре, они проводят много времени, играя с игрушками самостоятельно, без участия значимых взрослых (мамы, папы, бабушки, дедушки и т.д.), а их игры часто выглядят необычными, ригидными и повторяющимися.
По мере взросления аутичного ребенка и усложнения социальных связей на каждом возрастном этапе видимость различий социального взаимодействия может становиться все более очевидной. Дети дошкольного возраста могут демонстрировать меньше вовлеченности в общение со сверстниками, часто оставаться на периферии групповых занятий и/или общей игры в свободное время в детском саду. Также они могут испытывать значительные трудности в распознавании различных социальных сигналов, эмоциональных состояний окружающих, в сложностях с инициацией и поддержанием совместного разговора, развитием дружеских отношений.
В младшем школьном возрасте социальная изоляция может становиться все более распространенной, поскольку многим детям с расстройствами аутистического спектра сложно научиться соответствующему социальному поведению в процессе естественного взаимодействия. Вместе с трудностями в социальной коммуникации дети с РАС часто демонстрируют нежелательное поведение, повторяющиеся речевые или двигательные стереотипы, зацикливаются на специфических узконаправленных интересах, которые еще больше мешают общению со сверстниками.
В подростковом возрасте различные социальные трудности могут продолжать оказывать существенное негативное влияние и проявляться в ухудшении отношений со сверстниками. Часто можно наблюдать ситуации отвержения сверстниками, изоляцию, травлю, сокращение числа дружеских связей и снижение их качества. В этом возрасте социальные различия начинают осознаваться и детьми с аутизмом, что еще больше усиливает их социальную изоляцию.
Многим детям с РАС намного сложнее дается понимание причинно-следственных связей, особенно касающихся поведения различных людей. Ориентирование в социальном мире зачастую осложняется трудностями с самоконтролем и негибкостью к изменяющимся условиям.
Кроме того, те навыки, которые помогают типично развивающемуся сверстнику самостоятельно научиться тому, как себя вести в различных ситуациях, могут быть слабо сформированы или отсутствовать у ребенка с РАС.