Прошлую неделю руководитель нашей организации провела в Перми, на конференции центра Грани “Фестиваль идей и практик НКО”. 75 специалистов из 55 регионов обсуждали механизмы сохранения устойчивости и социальной полезности НКО в современных условиях.
Пусть вам, дорогие родители, не кажется странным, что эту повестку мы вдруг выносим в тему особого детства. Как сказала Ольга Станиславовна – “…этой темой стоит поделиться с родителями – все, что происходит сейчас в некоммерческом секторе, практически напрямую скажется на семьях…”. Не будем спорить с руководством, а приведем здесь ее слова.
“Что касается изменившихся трендов в поддержке НКО, то разрозненные картинки по знакомым регионам и организациям сложились на конференции в конкретный пазл и он совсем не радостный. Вектор внимания государства смещен на новые, молодые, небольшие НКО, поддержка новых и недорогих инициатив явно стала приоритетом… Что делать опытным, много лет работающим – не ясно. ФПГ (а это основной игрок в сфере поддержки НКО) четко транслирует, что если вы профессиональны, создали устойчивые практики, устойчиво работаете на протяжении ряда лет, то вас должны поддерживать и финансировать региональные органы власти, ведь вы же уже доказали свой профессионализм в решении социальных проблем. Но при этом нет никакого механизма “передачи” у ФПГ, нет механизма “приема” нас в регионах.
Как результат – определенный пессимизм у опытных НКО, которые прекрасно понимают всю уязвимость своего положения. С них никто не снимает ответственности за сохранение социальной полезности и помощь уязвимым людям. Ждать, когда молодые и малоопытные НКО выйдут на профессиональный уровень работы, придется несколько лет, пока у них больше про “провели мероприятие”, чем про реальную пользу и результаты.
А у опытных организаций один за другим исчезают источники доходов… И это картина по всей стране. С одной стороны, это как-то психологически поддерживает – ты понимаешь, что это не твоя персональная история, но с другой стороны, а что дальше мне делать с этим знанием?
Вот наши родители не понимают, почему мы не обращаемся в регион с письмами к губернатору, министру. Есть же субсидии и прочее. Тема – социальнее некуда.
Субсидии есть, но получить ты можешь 300-500 т.р. в год, когда наши программы для особых детей тянут от 5 млн. (и это уровень выживания) до 10 млн. в год. Адаптация особого ребенка это непрерывный, длительный процесс с многими составляющими. Это на праздники, веселые старты и экскурсии субсидии хватит, но не на качественную адаптацию с развитием навыков и поведения.
Пермскому фонду с профессиональными нянями для паллиативных детей, так вообще, каждый год нужно не менее 40 млн…
Вот мы и крутились каждый с 4-6 грантовыми проектами в год, чтобы закрывать потребности. А теперь – “один килограмм в одни руки” (кто помнит девиз советской торговли) и только раз в год. А брать на государственное содержание наши программы, даже если они имеют доказанную эффективность и востребованы – нет средств в региональных бюджетах.
Практически все доноры говорят – развивайте платные услуги, вы же опытны и профессиональны и т.д. Органы власти – идите в социальное предпринимательство, становитесь социальным предприятием и т.п. Ага, прошли круг и опять вернулись к тому, что ключевое слово здесь – предпринимательство, т.е. платные услуги…
Так что на данный момент я и мои коллеги из помогающих НКО не видим хорошего выхода, а это напрямую отразится на доступности бесплатных услуг или хотя бы по льготным ценам. И это история завтра явно не кончится…”.