Дневник проекта “Особые дети. Адаптация в школе”
Проект направлен на развитие навыков социального взаимодействия у детей с ментальными нарушениями развития, имеющих проблемы с адаптацией к детскому саду, школе, трудности общения.
Проект предполагает групповую и индивидуальную форму занятий. Для детей, готовых к работе в групповом формате, проводится цикл из 32 занятий в малых группах (не более 5-6 чел.), 1 раз в неделю на протяжении 8 месяцев, продолжительность занятия – 2 часа, с использованием методики “Особая Афинская школа”. С группой работает психолог и специалист по творческой работе.
Для детей, не готовых к взаимодействию в группе, проводится цикл из 16 индивидуальных занятий для развития навыков, необходимых для устойчивого контакта и общения с другими людьми. Занятия 1 раз в неделю, продолжительность – 1 час, с использованием игротерапии, методики “Эмоции. Аутизм”, нейропсихологических игр, приемов логопедии и дефектологии (в зависимости от дефицитов ребенка).
Проект не предполагает работы по развитию бытовых навыков, по обучение счету, чтению и т. п. Деятельность проекта сосредоточена в области развития социального интеллекта и направлена на формирование у детей умений и навыков взаимодействия с другими людьми – вступать в контакт, следовать инструкциям, уметь ждать, соблюдать границы в общении, следовать нормам поведения, уметь играть, регулировать эмоции, адекватно реагировать на изменения во внешней среде. Конечным результатом станет развитие навыков, помогающих ребенку с адаптацией в среде группы или класса, расширению круга общения и решению проблем подросткового возраста у детей старшей возрастной группы. Для родителей предполагается еженедельная работа в группах поддержки на протяжении 5 месяцев (20 занятий для каждой группы), индивидуальные занятия с психологом, постоянная линия “родительской скорой помощи” (кризисные ситуации в школе, саду, дома).
В проекте предполагается информационно-консультационная работа с педагогами школ и детских садов, в рамках которой будут проведены 4 семинара по адаптации образовательной среды под потребности особых детей.