Поведение

В школе дети сталкиваются с большим количеством различных правил и ограничений. Любому ребёнку требуется время, чтобы организовать свое поведение в соответствии с этими правилами. Учителя знают об этом и помогают первоклассникам. Знают об этом и многие родители, которые стараются включить ребенка в систему подготовки к школе. Дети с проблемами поведения и особенностями развития эмоционально-волевой сферы испытывают выраженные трудности при адаптации к новой ситуации и нуждаются в целенаправленной помощи педагога и/или специальной организации условии обучения. Не получив подобной помощи, ребенок не только не сможет занять свое «место ученика,» но и, возможно, будет мешать другим детям: кричать, вскакивать во время урока, то есть не сможет стать активным участником образовательного процесса и даже будет исключен из него; при этом у учителя останется ощущение некомпетентности. Проблемы поведения не всегда бывают вызваны «плохим воспитанием» (хотя бывает и так). Иногда у ребенка просто не получается вести себя в соответствии со школьными требованиями. Ведь для этого ему необходимо скоординировать работу различных систем организма: воспринимать самые разнообразные ощущения (звонок, инструкция учительницы, схема на доске, прикосновения другого человека, запах булочек из столовой), переработать всю эту информацию, как-то к ней отнестись и дать именно тот ответ на сложное воздействие среды, которого ожидает от него школа. «Поскольку человеку необходимо двигаться, учиться или вести себя подобающим образом, мозг должен организовать все вышеупомянутые ощущения. Он определяет область соответствующих ощущений, сортирует и располагает их в определенном порядке, подобно регулировщику, направляющему движение» (Айрес, 2018, с. 21-22). Вот типичные трудности, с которыми может столкнуться ребенок:

  • слишком высокий или слишком низкий темп происходящего (ребенок не успевает выполнять задания вместе со всеми или не умеет подождать других);
  • пугающие и раздражающие сенсорные впечатления (ребенок не выносит того, что его руки испачканы в краске, и не может продуктивно работать на уроке труда; или он боится, что кто-то из детей прикоснется к нему на перемене, и поэтому и целый день не встает со своего места);
  • огромное количество впечатлений, большую часть которых нужно проигнорировать, а остальные обработать (ребенок не может концентрироваться на словах учителя, отвлекаясь на скрип двери, шуршание тетрадей и слова соседа по парте);
  • необходимость в сравнительно короткое время построить взаимоотношения с новыми взрослыми и сверстниками (ребенку трудно общаться с незнакомыми одноклассниками, выходить к доске, выполнять новые задания; поддержка со стороны взрослого могла бы ему помочь, но для этого необходим эмоциональный контакт с учителем, который еще не сформирован);
  • непредсказуемость ситуации (каждый из участников образовательного процесса вносит свой вклад в поток ощущений, обрушивающихся на ребенка; происходящих событий очень много, часто они непредсказуемы, уникальны в жизненном опыте ребенка, а у него нет возможности или навыка гибко и быстро реагировать на происходящие изменения).

Важно отметить, что процесс интеграции подразумевает не только готовность общества принять ребенка с особенностями развития, но и возможность ребенка войти в это сообщество, не «ломая» его, установить отношения с другими членами сообщества. При этом происходит взаимное обогащение (развитие) как ребенка, так и сообщества (среды).

С точки зрения личностного развития необходимо добиться того, чтобы как минимум ребенок умел действовать по правилам, в частности произвольно начинать и заканчивать повторяющиеся действия. В результате успешной работы ребенок в идеале должен научиться вступать в отношения с взрослым человеком как носителем правил (опираться на его авторитет), регуляции собственного поведения, а также подражать другим детям, действовать в соответствии с тем, как это принято в данном детском сообществе.

Для коррекции нежелательного поведения лучше всего себя зарекомендовала АВА-терапия или ПАП – прикладной анализ поведения.

Когда следует начать внедрять прикладной анализ поведения? Ответ на этот вопрос прост: как и большинство полезных и эффективных вещей — чем раньше, тем лучше. Большинство родителей и врачей могут выявить аутизм у детей до того, как им исполнится полтора года. Дети, которые начинают АВА-терапию до двух лет, добиваются наиболее значительных улучшений и преодолевают недостатки в развитии. Дети, которые начинают АВА-терапию, как только им диагностируют РАС, добиваются гораздо большего прогресса.

Принципы прикладного анализа поведения применимы к людям всех возрастов. Несмотря на то, что избавление от старых привычек (большинство из которых связано с проблемным поведением) может занять немного больше времени, независимо от возраста, положительные результаты ПАП проверены и доказаны.

  • Реестр сертифицированных АВА-специалистов 
  • Пять шагов, чтоб не срываться на ребёнка при нежелательном поведении
  • Видео-курс о том, что такое нежелательное поведение, о способах его коррекции и замены: