Конструктор навыков* – это онлайн-инструмент, который помогает родителю и специалисту разложить развитие ребенка на более понятные группы навыков, чей уровень замерить гораздо проще и на чьем развитии можно точечно сосредоточить ресурсы специалистов и развития.
Социально приемлемое поведение ребенка с особенностями – это использование им групп умений и навыков в конкретной ситуации. Каждое умение и навык – кирпичик к более сложным моделям поведения и социализации. Конструктор составлен по принципу пирамиды навыков, где ее основание – фундаментальные основы, на которых строятся более сложные комплексные навыки и поведенческие модели.
Общее направление развития осуществляется снизу вверх. Тут вполне уместно сравнение с постройкой дома – начинают строительство с фундамента, а кровлю делают в последнюю очередь и никогда не делают наоборот. И если пропустить несколько кирпичей фундамента – то трещины или разрушения стен не избежать. То есть, необходимо освоить абсолютно все навыки до выбранного вами актуального навыка, иначе его освоение будет или существенно затруднено или невозможно.
Каждый родитель может выделить в поведении своего ребенка недостаточно развитый навык, найти его в конструкторе и сделать вывод о том, что является причиной проблемы и как с ней работать. Например, выделяя конкретный навык он определяет – а в достаточной степени развиты преднавыки? Если они достаточно развиты и выражены в поведении, прочитать и наметить план того, какими путями развивать текущий навык, а также понять – что за ним стоит развивать дальше и к чему это приведет.
Конструктор навыков может служить вам прогностическим инструментом, будет своеобразным чек-листом того, что нужно ребенку. Или выступит оперативной подсказкой и помощью для текущей работы – вы в одном месте найдете подсказки о том, что и где почить, что посмотреть, какие пособия есть для текущей работы с ребенком.
III | ||||||||||||
II | ||||||||||||
II | ||||||||||||
I | Вкус | Слух | Зрение | Обояние | ||||||||
I | Проприоцептивная система | Вестибулярный аппарат | Осязание |
В первые годы жизни мозг ребенка наполняется преимущественно сенсомоторным опытом, образуя основу, разбитую на три секции:
Секция базовых навыков (I) заполнена навыками, которые являются результатом работы органов восприятия: вестибулярного аппарата (баланс и движение), проприоцептивных (отвечают за позицию тела в пространстве), тактильных (прикосновения), визуальных (зрение), аудиальных (слух), вкусовых и обонятельных рецепторов.
Секция сложных навыков (II) содержит навыки, которые позволяют нам взаимодействовать с другими людьми и быть полноценными человеческими существами. Целую полку здесь занимает праксис (способность планировать движения); тут же расположены навыки повседневного существования, поведение и общение.
Секция способностей (III) включает в себя ключевые факторы успеха в современном мире, возможные благодаря интеллекту — социальному и когнитивному.
В нашей стране широко распространены методы терапии РАС, не имеющие доказанной эффективности и безопасности. Зачастую эти методы предлагаются для лечения РАС вместо рекомендованных и эффективных вмешательств и абилитации. К вмешательствам, не имеющим достаточных доказательств эффективности, относятся: безказеиновая и безглютеновая диета, кетогенная диета, терапии с животными (иппотерапия, канистерапия, дельфинотерапия), остеопатия, иглорефлексотерапия, арт-терапия, метод Томатис и биоакустическая коррекция, микрополяризация головного мозга, фекальная трансплантация, методика биологической обратной связи, мозжечковая стимуляция, хелирование, гипербарическая оксигенация, капля-терапия, распрыгиваение детей, «Родись заново» и многие другие.
В виду отсутствия убедительных доказательств эффективности и безопасности этих методов, высокой стоимости, отсутствия контроля за качеством выполнения, назначение их пациентам с РАС не имеет оснований в практике врача и помогающих специалистов.
При оценке навыков у особых детей и их развитии, важно опираться только на методики с доказанной эффективностью. Подробнее о том, где их искать, куда обращаться, чтобы с вашим ребенком работали по стандартам, которые гарантируют успех и развитие, смотрите в видео.
*Материалы конструктора основаны на модели детского развития под названием Библиотека навыков мозга, в оригинале – Brain Librarytm (в пер. с англ. «библиотека мозга») — запатентованный авторский термин Тары Делани.